Руководство по ремонту VOLVO 440,460,480

Клуб Вольво Россия 2005-2013

Двигатель - Система многоточечного впрыска топлива марки Siemens

Система многоточечного впрыска топлива марки Siemens

Схема системы впрыска Fenix 3B:

1 - топливный бак; 2 - топливный насос; 3 - топливный фильтр; 4- контроллер; 5 - датчик угловых импульсов и числа оборотов двигателя; Б - датчик давления воздуха; 7 - датчик температуры охлаждающей жидкости;
8 - потенциометр регулировки качества (состава) смеси; 9 - датчик положения дроссельной заслонки; 10 - форсунка впрыска; 11 - регулятор давления топлива в системе; 12 - оконечный каскад зажигания; 13 - регулятор холостого хода; 14 - датчик температуры воздуха;
15 - датчик детонации; 16 - датчик концентрации кислорода* отработавших газов; 17 - колодка диагностики; 18 - адсорбер* (емкость с активированным углем); 19 - реле включения топливного насоса и форсунок; 20 - реле питания контроллера; 21 - выключатель зажигания; 22 - аккумуляторная батарея

*На двигателях с нейтрализатором

Принцип действия

Топливо под давлением, величина которого поддерживается регулятором давления, непрерывно подается к электромагнитным форсункам,которые установлены непосредственно перед впускными клапанами. Контроллер рассчитывает время впрыскивания, определяющее количество поступающего топлива, а, следовательно, и состав горючей смеси в зависимости от следующих основных параметров:

Рабочий режим

Электрический топливный насос 2 (см. схему) забирает топливо из бака 1 и подает его под давлением около 4 кгс/см к распределительной магистрали. Регулятор давления 11 контролирует количество возвращаемого в бак топлива и поддерживает постоянным давление подачи топлива к форсункам независимо от количества топлива, распыляемого форсунками 10.

Регулятор корректирует давление топлива в системе в зависимости от разрежения во впускном коллекторе благодаря наличию механической связи между камерой его компенсирующей пружины и впускным коллектором.

Контроллер получает информацию об угловом положении и частоте вращения коленчатого вала от датчика 5. Он установлен на картере сцепления напротив закрепленного на маховике зубчатого обода, расстояние между зубьями которого увеличивается через каждые 1 /4 оборота.

Единый для систем впрыска топлива и зажигания контроллер 4 вырабатывает импульсы времени впрыскивания топлива на основе электрических сигналов от следующих датчиков:

Холостой ход

При закрытии дроссельной заслонки соответствующий сигнал от датчика 9 поступает в контроллер 4, который выдает команды на открытие электромагнитного клапана регулятора холостого хода 13, установленного параллельно дроссельной заслонке корректирующего количество горючей смеси, подаваемой в двигатель. Режим холостого хода поддерживается постоянно в заданных пределах за счет большего или меньшего открытия клапана регулятора холостого хода и не зависит от нагрузки на двигатель, т.е.от того,работает или не работает гидроусилитель рулевого управления, компрессор кондиционера и другое вспомогательное оборудование.

Пуск двигателя

При включении зажигания контроллер получает информацию о температуре охлаждающей жидкости двигателя и нулевой частоте вращения коленчатого вала двигателя.

При включении стартера напряжение подается на форсунки два раза за один оборот коленчатого вала, при этом контроллер усиливает импульсы зажигания. При выключении стартера, или когда частота вращения коленчатого вала достигает 1000 об/мин, контроллер переходит на нормальный режим работы, но продолжительность впрыска топлива остается увеличенной, регулятор холостого хода подводит к двигателю дополнительное количество воздуха для обеспечения ускоренного холостого хода при прогреве двигателя.

Прекращение подачи топлива на принудительном холостом ходу и при максимально допустимом скоростном режиме двигателя.

Когда дроссельная заслонка закрыта, а частота вращения коленчатого вала двигателя превышает 2000 об/мин, управляющие импульсы перестают поступать на форсунки. Подача топлива к форсункам возобновляется либо при открытии дроссельной заслонки или при снижении частоты вращения коленчатого вала до менее 1100 об/мин. Подача топлива также прекращается, когда частота вращения коленчатого вала поднимается примерно до 6500 об/мин и более, чтобы не допустить работы двигателя на завышенном скоростном режиме.

Обогащение смеси при ускорении и полной нагрузке

Контроллер определяет необходимую степень обогащения горючей смеси, исходя из температуры охлаждающей жидкости, нагрузки двигателя и скорости открывания дроссельной заслонки.

Если информация от датчика положения дроссельной заслонки и датчика давления свидетельствует о значительной нагрузке, контроллер увеличивает продолжительность впрыска. Поскольку количество поступающего воздуха остается неизменным, это выэывает обогащение горючей смеси.

Проверка и регулировка системы многоточечного впрыска фирмы Siemens

Стрелкой показан датчик температуры воздуха
Стрелкой показан датчик температуры охлаждающей жидкости
Стрелкой показан потенциометр регулировки качества (состава) смеси холостого хода

Проверка давления топлива в системе

Проверка давления нагнетания топливного насоса

Проверка производительности топливного насоса

Проверка технического состояния форсунок

Проверка датчиков температуры охлаждающей жидкости и воздуха

Проверка датчика угловых импульсов и числа оборотов двигателя

Проверка регулятора холостого хода

Примечание. Не запитывать разъем регулятора со стороны контроллера. В противном случае контроллер будет повреждён

Регулировка частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу

Регулировка режима холостого хода двигателя:

А - регулировочный винт подачи воздуха на холостом ходу; Б - потенциометр регулировки качества (состава) смеси

Открытие дроссельной заслонки отрегулировано на заводе и не подлежит изменению в процессе эксплуатации ввиду применения регулятора холостого хода, автоматически поддерживающего требуемый режим холостого хода двигателя.
Допускается регулировка частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу с помощью регулировочного винта подачи воздуха, установленного в корпусе дроссельной заслонки. При этом предварительно следует отрегулировать содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах.

Примечание: разъединение разъема датчика положения дроссельной заслонки записывается в запоминающее устройство неисправностей контроллера. Для стирания данного дефекта из памяти отсоедините на короткое время провода от клемм аккумуляторной батареи.

Регулировка качества (состава) смеси

Принцип регулировки качества (состава) смеси

Регулировка качества (состава) смеси требует высокой точности и производится только на обкатанном автомобиле с пробегом не менее 1000 км (при выполнении регулировки на необкатанном автомобиле содержание СО в отработавших газах быстро изменяется).

Регулировка исходного положения дроссельной заслонки

Диагностика

Место установки колодки диагностики

Колодка диагностики

1 - нажимная кнопка; 2 - соединительный провод; 3 - светодиод; 4 - крышка

Расшифровка кодов неисправностей (1)

Обозначение кода
Признак неисправности
Причина неисправности
1.1.1.
Двигатель работает нормально Неисправностей нет
Двигатель не работает
  1. Перегорел предохранитель топливного насоса
  2. Реле питания контроллера не подает напряжение на форсунки
  3. Замыкание на массу проводов, соединяющих датчик угловых импульсов и числа оборотов и контроллер
  4. Короткое замыкание штекеров "б", "10" или "20" в разъеме контроллера на "+" аккумулятора (см. схему соединений системы впрыска)
1.1.2.
Двигатель не работает или работает с перебоями Неисправен контроллер
Двигатель работает нормально Случайное повторное включение контроллера
1.1.3.
Двигатель не работает Обрыв в проводах, идущих к форсункам
Двигатель работает с перебоями Ослабление крепления клеммных колодок
Двигатель не работает (см. также код "3.4.3") Неисправны реле питания контроллера или цепь его управления
1.2.1.
Двигатель постоянно глохнет, управление автомобилем затруднено
  1. Обрыв в проводах, соединяющих контроллер и датчик давления воздуха
  2. Неисправен датчик давления воздуха
  3. Повреждение вакуумного шланга, идущего к датчику давления воздуха
1.2.2.
Отсутствие явных нарушении в работе двигателя
  1. Неисправен датчик температуры воздуха
  2. Обрыв в проводах, идущих к датчику температуры воздуха
1.3.2.
При включении стартера якорь вращается слишком медленно Напряжение питания, подаваемое на контроллер, меньше 7,5 В; неисправна или разряжена аккумуляторная батарея
Двигатель не запускается (см. также код "2.2.2") Не срабатывает реле включения топливного насоса и форсунок
Двигатель работает неустойчиво на холостом ходу Обрыв в проводе, идущем от штекера "19" разъема контроллера через реле включения топливного насоса и форсунок
1.3.3.
Затрудненный пуск прогретого двигателя
  1. Неисправен датчик температуры охлаждающей жидкости
  2. Обрыв в проводах, идущих к датчику температуры охлаждающей жидкости
1.4.3.
Отсутствие явных нарушений в работе двигателя
  1. Неисправен датчик детонации
  2. Обрыв в проводах, идущих к датчику детонации
2.1.1.
Не регулируется содержание СО(2)
  1. Неисправен потенциометр регулировки качества (состава) смеси
  2. Обрыв в проводах, идущих к потенциометру регулировки качества (состава) смеси
2.1.2.
Отсутствие явных нарушений в работе двигателя
  1. Неисправен датчик концентрации кислорода
  2. Обрыв в проводах, идущих к датчику концентрации кислорода
2.1.4.
Двигатель работает Перепутана полярность подключения проводов к датчику угловых импульсов и числа оборотов двигателя
2.2.2.
Двигатель не запускается
  1. Неисправен контроллер
  2. Неисправно реле включения топливного насоса и форсунок
2.2.3.
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу колеблется в пределах 1000 и 1200 об/мин. При нажатии на педаль акселератора двигатель по-прежнему работает неустойчиво на холостом ходу, но при более высокой частоте вращения коленчатого вала
  1. Неисправен регулятор холостого хода
  2. Обрыв в проводах, идущих к регулятору холостого хода
Двигатель не запускается (см. также коды "1.1.3" и "3.4.3")
  1. Неисправен контроллер
  2. Неисправно реле питания контроллера
2.3.1 или 2.3.2
Отсутствие явных нарушений в работе двигателя
  1. Переобогащение или чрезмерное обеднение горючей смеси
  2. Использование этилированного бензина
  3. Отложение силикона на датчике концентрации кислорода из-за повышенного расхода масла (рекомендуется перевести систему впрыска в рабочий режим и проверить ее работоспособность через 500 км)
2.4.3
Нет данных о положении дроссельной заслонки
  1. Неисправен датчик положения дроссельной заслонки
  2. Обрыв в проводах, идущих к датчику положения дроссельной заслонки
Двигатель не работает (см. также коды "1.2.1", "1.2.2" и "1.2.3")
  1. Обрыв в проводах, идущих к штекерам "16" и "17" разъема контроллера
  2. Напряжение 5 В не поступает на контроллер
2.4.4
Детонация двигателя Использование бензина с низким октановым числом
3.1.3
Отсутствие явных нарушений в работе двигателя
  1. Обрыв в проводах, идущих к электромагнитному клапану адсорбера(3)
  2. Неисправна цепь управления электромагнитного клапана адсорбера(3)
3.2.4
Затрудненный запуск горячего двигателя
  1. Обрыв в проводах, идущих к реле включения дополнительного водяного насоса
  2. Неисправен дополнительный водяной насос
3.4.3
Автомобиль не трогается с места
  1. Обрыв в проводах
  2. Неисправность топливного насоса
  3. Перегорание предохранителя реле питания контроллера
4.1.2

Режим работы двигателя не изменяется при полном открытии дроссельном заслонки(4)
Обрыв в проводах идущих к контроллеру
  1. Способы устранения неисправностей указаны в таблице "Проверка электрических характеристик системы впрыска на штекерах разъема контроллера"
  2. На двигателе В 18 ЕР
  3. В зависимости от комплектации
  4. На автомобилях Volvo "480"

Проверка электрических характеристик системы впрыска на штекерах разъема контроллера

Проверяемый узел или параметр
Места подключения выводов контрольного прибора,способ проверки
Контрольное значение
Условия проверки
Метод устранения неисправности, примечания
Напряжение питания контроллера
Штекер "4" и масса
U=12 В

-

Проверить, нет ли обрыва в проводах, соединяющих контроллер и аккумуляторную батарею
Штекер "З" и масса
U=12 В
Включить зажигание
U=9 В
Включить стартер
Замыкание на массу
Штекер "1" и масса
R=0,5 Ом
-
Проверить соединения на массу
Штекер "2" и масса
Дополнительный электрический водяной насос
Замкнуть штекер "10" на массу
Насос начинает работать
Включить зажигание
Проверить провода и их соединения и состояние реле включения дополнительного водяного насоса
Датчик положения дроссельной заслонки
Штекеры "9" и "17"
R=1100 Ом
Разъединить разъем датчика давления
Проверить, соединен ли на массу провод на коллекторе. Если провод соединен на массу, заменить датчик положения дроссельной заслонки
R=2500 Ом
Нажать до упора на педаль акселератора. Разъединить разъем датчика давления воздуха
Штекеры "9" и "16"
Уменьшение R
Нажать до упора на педаль акселератора
Реле питания контроллера
Замкнуть штекер "б" на массу
Топливный насос начинает работать
Включить зажигание
Проверить предохранитель, подвод напряжения питания на реле, при необходимости заменить реле
Датчик температуры воздуха
Штекеры "17" и "14"
См. значения R в подразделе "Детальные технические характеристики"
Проверить провода и их соединения. При отсутствии обрыва в проводах заменить соответствующий датчик
Датчик температуры охлаждающей жидкости

Штекеры "17" и "15"
Наличие сигнала о включении кондиционера
Замкнуть штекер "7" на массу
Кондиционер начинает работать
Включить зажигание
Проверить провода и их соединения. Проверить цепь управления кондиционером
Потенциометр регулировки качества (состава) смеси
Штекеры "17" и "35"
R=0,3-10 кОм
Значение R зависит от положения потенциометра
Заменить потенциометр регулировки качества (состава) смеси
Форсунки впрыска
Контакты "21 " и "87 " колодки реле питания контроллера
R=3,5 Ом
-
Заменить неисправную форсунку или проверить провода и их соединения
R=7 Ом
-
Заменить две неисправных форсунки; проверить провода и их соединения
R=14 Ом
-
Заменить три неисправных форсунки; проверить провода и их соединения
R=4 Oм
-
R сответствует норме
Штекеры "4" и "21"
U=400-800 мВ
-
-
Электромагнитный клапан адсорбера
Контакты "5" и "87" колодки реле питания контроллера
R=40 Ом
-
-
Регулятор холостого хода
Контакты "24" и "87 " колодки реле питания контроллера
R=8 Ом
-
-
Датчик угловых импульсов и числа оборотов двигателя
Штекеры "11" и "28"
R=220 Ом
-
-
Датчик детонации
Штекеры "31" и "32"
R=0 Ом
Разъединить разъем датчика
Заменить датчик детонации
R=oo
Соединить разъем датчика
Датчик давления воздуха
Штекеры "16" и "17"
R=1,3 кОм
Разъединить разъем датчика положения дроссельной заслонки
Заменить датчик давления воздуха
U=5 В
Включить зажигание, соединить разъем контроллера
Если контроллер не вырабатывает хотя бы одну команду управления, заменить датчик давления воздуха
Штекеры "17" и "ЗЗ"
U=5 В
При атмосферном давлении
U=2,2 В
При разрежении 0,5 кг/см

В состав системы Fenix 3B входит запоминающее устройство, которое регистрирует все отказы, случившиеся в процессе эксплуатации, и имеет три следующих режима работы: считывание записанных в памяти отказов и два режима проверки полученной информации.

Первый режим обеспечивает запоминание до 21 отказа двигателя. Второй режим предназначен для проверки узлов и систем автомобиля. При выборе этого режима можно проверить по отдельности следующие узлы автомобиля и элементы системы впрыска: кондиционер, автоматическую коробку, передач, датчик угловых импульсов и числа оборотов двигателя. Третий режим позволяет проводить такие же проверки, как и во втором режиме.

Запрос режимов работы

Запрос отказов из памяти осуществляется посредством колодки диагностики, установленной в моторном отсеке на наружном корпусе верхней опоры левой телескопической стойки. На колодке диагностики имеются кнопка, светодиод и соединительный провод со штыревой частью контактного разъема.

Выбор режима №1

Выбор режима №2

На автомобилях с автоматической коробкой скоростей

Проверка датчика угловых импульсов и числа оборотов двигателя

Режим работы №3

Для диагностики неисправностей системы впрыска при остановленном двигателе выбирается режим №3, при котором проверяется работоспособность некоторых элементов систем впрыска и зажигания.

Предупреждение. Диагностика неисправностей в режиме N3 осуществялется в один этап. При этом при проверке форсунок в цилиндры двигателя распыляется небольшое количество топлива. Поэтому на двигателях с нейтрализатором отработавших газов не рекомендуется использовать режим №3 несколько раз, чтобы не вывести из строя нейтрализатор

Проверка элементов систем впрыска и зажигания осуществляется в порядке, указанном в таблице "Последовательность проверки элементов систем впрыска и зажигания в режиме N3", частота мигания светодиода сигнализирует об исправности проверяемых элементов. Если частота загорания светодиода отличается от указанной в таблице, определите неисправность согласно таблице "Проверка электрических параметров системы впрыска на штекерах разъема контроллера".

Последовательность проверки элементов систем впрыска и зажигания в режиме № 3

Проверяемые элементы
Частота мигания светодиода, загорания/с
Форсунки
13
Регулятор холостого хода
1
Электромагнитный клапан адсорбера
2
Кондиционер
1
Реле питания контроллера
1
Реле включения дополнительного водяного электрического насоса
0,5

Примечание. Светодиод мигает независимо от того, оборудован ли автомобиль кондиционером и адсорбером или нет.

Стирание информации о неисправностях из запоминающего устройства

Стирание возможно только после хотя бы однократного считывания кодов и после устранения обнаруженных неисправностей.

Для стирания неисправностей из памяти выполните следующие операции:

Проверка электрических параметров системы впрыска на штекерах разъема контроллера

Проверку электрической цепи системы впрыска можно проводить, разъединив штепсельный разъем контроллера.

Категорически запрещается вставлять наконечники тестера в гнезда разъема.

Для проверки снимите пластмассовый кожух с разъема и производите измерения на проводах со стороны их ввода в разъем или же используя коробку с зажимами, обращая внимание на соответствие маркировки зажимов и штекеров в разъеме контроллера.

Кроме того, перед проверкой электрических параметров системы впрыска проверьте степень заряженности аккумуляторной батареи и работоспособность стартера. При проверке сопротивления отсоедините провода от клемм аккумуляторной батареи.

Схема соединений системы впрыска Fenix 3B двигателя B18 EP 115

Обозначение цвета проводов

Буква Цвет Буква Цвет
Б Белый Л Лиловый
Г Голубой О Оранжевый
Ж Желтый Р Розовый
3 Зеленый С Серый
К Красный Ф Фиолетовый
Кч Коричневый Ч Черный

Первая буква обозначает цвет самого провода, вторая - цвет полоски на проводе

Схема соединений системы впрыска Fenix 3B двигателя B18 E, B18 EP

 

Руководство по ремонту VOLVO 440,460,480