Руководство по ремонту VOLVO 440,460,480

Клуб Вольво Россия 2005-2013

Двигатель - Система одноточечного впрыска топлива марки Siemens

Система одноточечного впрыска топлива марки Siemens

Принцип действия

Схема системы одноточечного впрыска топлива

1 - топливный бак; 2 - топливный насос; 3 - топливный фильтр; 4 - впрыскивающая форсунка; 5 - датчик детонации; б - датчик температуры охлаждающей жидкости; 7 - датчик угловых импульсов и числа оборотов двигателя; 8 - датчик давления воздуха; 9 - адсорбер (фильтр с активированным углем); 10 - контроллер систем впрыска и зажигания; 11 - колодка диагностики; 12 - оконечный каскад зажигания; 13 - датчик концентрации кислорода

 

Разрез корпуса системы впрыска и дроссельной заслонки:

1 - регулятор давления; 2 - датчик температуры поступающего воздуха; 3 - форсунка; 4 - корпус дроссельной заслонки; 5 - дроссельная заслонка; б - корпус системы впрыска; 7 - разъем; 8 - обмотка; 9 - якорь;
10 - игольчатый клапан; 11 - штифт иглы

С 1993 модельного года на автомобилях Volvo 400-й серии вместо карбюраторных двигателей устанавливается двигатель модели В18 U с системой одноточечного впрыска топлива марки Siemens.

Эта система представляет собой систему прерывистого впрыска топлива под низким давлением через одну впрыскивающую форсунку. Количество впрыскиваемого топлива зависит от степени открытия дроссельной заслонки. Таким образом, система одноточечного впрыска топлива имеет те же фазы работы, что и карбюратор, но обеспечивает лучший контроль состава горючей смеси на всех режимах работы двигателя.

В состав системы одноточечного впрыска входит датчик концентрации кислорода,предназначенный для оптимизации состава топливо-воздушной смеси при применении этилированного бензина и установленный в приемной трубе глушителей.

Система одноточечного впрыска Siemens состоит из двух независимых магистралей: топливной и воздушной.

Топливная магистраль

Топливный насос электрический, роликовый. Он установлен в топливном баке. Включение и выключение насоса осуществляется специальным реле.

Реле включения топливного насоса

Реле включения топливного насоса двойное: посредством его осуществляется подача напряжения питания на форсунку. Оно установлено в коробке слева под панелью приборов. Схема защиты разрывает цепь oпитания топливного насоса цепи, если зажигание включено при неработающем двигателе (например,при аварии).

Впрыскивающая форсунка

Форсунка установлена в корпусе системы впрыска и обеспечивает точную дозировку топлива и его оптимальное распыление во впускном коллекторе. Продолжительность впрыска топлива форсунки синхронизирована по фазе с углом опережения зажигания.

При формировании каждого сигнала "Момент зажигания" контроллер выдает электрический импульс в обмотку форсунки. Под действием создающегося при этом магнитного поля запорный клапан притягивается к якорю. Поступающее через фильтр из кольцевой камеры топливо распыляется во впускной коллектор через шесть сопловьх отверстий седла форсунки.

При прекращении поступления электрических импульсов от контроллера под воздействием диафрагменной пружины крутя- головка запорного клапана садится на седло, перекрывая сопловые отверстия.

Излишек топлива отводится к регулятору давления через верхнее отверстие форсунки, что обеспечивает продувку форсунки, предупреждая образование паров топлива.

Регулятор давления топлива

Регулятор давления механический, диафрагменного типа. Он установлен в корпусе системы впрыска. Сливаемое из форсунки топливо непосредственно воздействует на диафрагму регулятора, которая перемещается, сжимая возвратную пружину под давлением 1,06±0,06 кгс/см . В результате топливо через манжету возвращается в бак.

Воздушная магистраль

Воздушная магистраль системы впрыска состоит из следующих частей:

Датчик положения дроссельной заслонки

Датчик положения дроссельной заслонки установлен в ее корпусе. Контроллер получает от датчика два импульса напряжения, величина которого пропорциональна углу открытия дроссельной заслонки. Сигнал, соответствующий каждому углу открытия, является основным параметром, на основе которого контроллер рассчитывает время впрыскивания топлива. Чтобы исключить заедание дроссельной заслонки и ошибки в измерении угла открытия, ее ось установлена на двух шарикоподшипниках.

Датчик температуры поступающего воздуха

Датчик температуры поступающего воздуха представляет собой сопротивление с отрицательным температурным коэффициентом и установлен в корпус системы впрыска. Значение температуры всасываемого воздуха передается от датчика в контроллер в виде сигнала напряжения.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода - это шаговый электродвигатель постоянного тока, поворачивающий ось дроссельной заслонки.
По командам контроллера регулятор поворачивает дроссельную заслонку при выходе ее за пределы угловой зоны с учетом допуска, соответствующей режиму холостого хода. Благодаря этому дроссельная заслонка практически остается неподвижной, обеспечивая тем самым стабильный режим холостого хода.

Контроллер

На основе информации от датчиков контроллер по собственной программе управляет работой узлов систем впрыска и зажигания. Контроллер рассчитывает время впрыскивания, которое определяет количество поступающего в двигатель топлива.

Датчик концентрации кислорода

Датчик концентрации кислорода измеряет содержание кислорода в отработавших газах. После обработки сигналов от датчика концентрации кислорода контроллер корректирует продолжительность впрыска топлива.

Схема соединений системы одноточечного впрыска топлива двигателя В18 U

Проверка и регулировка системы одноточечного впрыска

Регулировка холостого хода двигателя

Режим холостого хода и содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах поддерживаются в заданных пределах контроллером и, следовательно, не регулируются в процессе эксплуатации автомобиля. При отклонении от заданных значений выполните следующие операции:

Проверка датчика положения дроссельной заслонки

Регулировка троса управления дроссельной заслонки

При закрытой дроссельной заслонке натяните трос 3 (см. рисунок), вращая регулировочную гайку 1 на переднем наконечнике троса, предварительно ослабив контргайку 2.

Для получения нормального хода троса поверните регулировочную гайку на один полный оборот против часовой стрелки, после чего затяните контргайку.

Регулировка троса управления дроссельной заслонкой:

1 - регулировочная гайка; 2 - контргайка; 3 - трос

Проверка форсунки

До проверки форсунки прогрейте двигатель, отсоедините от корпуса системы впрыска шланг подвода воздуха и снимите крышку корпуса системы впрыска.

Проверка технического состояния форсунки

Проверка сопротивления обмотки форсунки

Проверка электрических параметров системы одноточечного впрыска

Электрические параметры узлов и электрической цепи системы впрыска можно проверить, разъединив штепсельный разъем контроллера.

До проверки выполните следующие операции:

При проверке электрических параметров системы впрыска на штекерах разъема контроллера категорически запрещается вставлять наконечники тестера в гнезда разъема.

Для проверки снимите пластмассовый кожух с разъема и произведите измерения на проводах со стороны их ввода в разъем или же используйте коробку с зажимами, обращая внимание на соответствие маркировки зажимов и штекеров в разъеме контроллера.

Диагностика неисправностей

В состав системы одноточечного впрыска входит запоминающее устройство, которое регистрирует неисправности. Принцип запроса и работы запоминающего устройства практически аналогичен описанным для системы многоточечного впрыска марки Siemens (см. стр.). Поэтому ниже приводятся только отличия в работе запоминающих устройств данных систем впрыска.

Режим работы №1 запоминающего устройства

(Смотри таблицу).

Режим работы №2 запоминающего устройства

Помимо проверок, указанных для системы многоточечного впрыска Fenix 3B, в данном режиме можно проверить датчик положения дроссельной заслонки и регулировку привода дроссельной заслонки.

Если светодиод не набирает кода, а продолжает быстро мигать, проверить датчик положения дроссельной заслонки и отрегулировать трос управления дроссельной заслонкой (см. стр.).

Режим работы №3 запоминающего устройства

Последовательность проверки элементов системы впрыска

Проверяемые элементы
Частота мигания светодиода, загорания/с
Форсунка
13
Электромагнитный клапан адсорбера
2
Кондиционер
1
Реле питания контроллера
1
Регулятор холостого хода
13
Реле включения топливного насоса
1

Примечание. Светодиод мигает независимо от того, оборудован ли автомобиль кондиционером и адсорбером или нет.

Снятие и установка корпуса системы впрыска

Корпус системы впрыска:

1 - трос управления дроссельной заслонкой; 2 - разъем датчика положения дроссельной заслонки; 3 - разъем форсунки; 4 - разъем регулятора холостого хода;5 - топливопроводы

Расшифровка кодов неисправностей

Обозначение кода
Признак неисправности
Причина неисправности
1.2.3
Затрудненный пуск холодного двигателя
Обрыв в проводах, идущих к датчику температуры охлаждающей жидкости, или неисправен сам датчик
3.1.1
Показания тахометра не соответствуют режиму двигателя
Неисправен датчик угловых импульсов и числа оборотов двигателя или низкое напряжение питания комбинат приборов
4.1.1
Двигатель работает неустойчиво
Неисправен датчик положения дроссельной заслонки

Примечание.

  1. Расшифровка остальных кодов неисправностей приведена в соответствующей таблице для системы многоточечного: впрыска Fenix 3В, см. стр.
  2. Методы устранения неисправностей указаны в таблице "Проверка электрических параметров системы одноточечного впрыска на штекерах разъема контроллера", см стр.

Проверка электрических параметров системы одноточечного впрыска на штекерах разъема контроллера

Проверяемый узел или параметр
Места подключения выводов контрольного прибора
Контрольное значение
Условия проверки
Метод устранения неисправности, примечания
Соединение с массой контроллера
Штекер "1" и масса
R~=O Ом
-
Проверить, нет ли обрыва в проводе соединения с массой (провод соединен с двигателем в зоне ушка подъема двигателя)
Штекер "12" и масса
Штекер "17" и масса
Штекер "32" и масса
Напряжение питания контроллера
Штекеры "4" и "1"
U=12 В
Включить зажигание
Проверить провода и их соединения
Штекеры "1" и "22"
Штекеры "1" и "29"
U>9 В
Включить стартер
Проверить провода и их соединения,
проверить включатель зажигания
Штекеры "1" и "25"
Реле питания контроллера
Штекеры "1" и "20"
U=12B
Включить зажигание
Повторить измерения новым контроллером.
Если напряжение по-прежнему не соответствует норме, заменить реле питания контроллера
U=0,1 В
Выключить зажигание
Реле включения топливного насоса
Штекеры "1" и "б"
U=12 В
Включить зажигание
Если спустя 1 с после выключения зажигания напряжение не становится равным или меньше 1 В, повторить проверку с новым контроллером, проверить состояние топливного насоса и провода и их соединения. При необходимости заменить реле включения топливного насоса
U>1 В
Выключить зажигание
Напряжение питания форсунки
Штекеры "1" и "21"
U>1B
Включить зажигание
Проверить провода и их соединения, проверить разъем форсунки
Датчик давления воздуха
Штекеры "17" и "16"
U=5 В
Включить зажигание, двигатель не запускать
Проверить провода и их соединения
Штекеры "17" и "ЗЗ"
U=5 В
U=2,2 В
При разрежении 0,5 кгс/см2.
Датчик температуры воздуха
Штекеры "14" и "17"
Переменное R
-
Проверить провода и их соединения, проверить датчик
Датчик температуры охлаждающей жидкости
Штекеры "15" и "17"
См. подраздел "Детальные технические характеристики"
-
-
Напряжение зарядки аккумуляторной батареи

Штекеры "1" и "19"
U>12B
При работающем двигателе
Проверить провода и их соединения, проверить состояние аккумуляторной батареи и генератора
Датчик концентрации кислорода
Штекеры "1" и "35"
U=0,1-1 B
При работающем прогретом двигателе
Заменить датчик
Регулятор холостого хода
Штекеры "1" и "23"
U=2-12 В
При pаботе двигателя на холостом ходу
Проверить провода и их соединения. Если обрывов нет, заменить регулятор
Штекеры "1" и "24"
Датчик положения дроссельной заслонки
Штекеры "8" и "17"
R=oo
Дроссельная заслонка открыта
Проверить провода и их соединения. Если обрывов нет, заменить датчик
R=0
Дроссельная заслонка закрыта
Штекеры "17" и "16"
U=5 В
Включить зажигание
Штекеры "17" и "9"
U=0,8-4,5 В
В зависимости от положения дроссельной заслонки
Датчик угловых импульсов и числа оборотов двигателя
Штекеры "11" и "28"
U=0,3-0,4 В
При работающем двигателе
Проверить провода и их соединение. Если обрывов нет, заменить датчик

 

Руководство по ремонту VOLVO 440,460,480